Собираем недорогой современный компьютер на Sandy Bridge (mini-ITX)
14 Апреля 2011

Недорогой компьютер на Sandy Bridge с сокетом 1155Экономичная, холодная, тихая и надежная система последнего поколения на Socket 1155 от компании Intel.

Как известно, если покупать электронику, то брать надо всегда самую современную. Однако самое современное не всегда значит – самое дорогое. И в данной статье я попытаюсь дать рекомендации по выбору комплектующих. Сразу оговорюсь, что основная задача - собрать тихий компьютер средней мощности с небольшим энергопотреблением. Для современных игр такой компьютер не подойдет, да и разгонный потенциал тоже невысокий, но со всеми остальными задачами он справится без проблем. Мои рекомендации подойдут и для апгрейда системы,  и для сборки новой машины.

Основой будущего компьютера будет свежая архитектура Sandy Bridge, то есть процессоры i3, i5 и i7 второго поколения. Итак, наш будущий помощник должен обладать следующими качествами:

  • Невысокий уровень шума. Компьютер не должен мешать работать, смотреть фильмы или слушать музыку.
  • Небольшое тепловыделение и энергопотребление. Компоненты прослужат дольше, если будут работать при низкой температуре. Кроме того, если предполагается, что машинка будет работать в качестве торрент-качалки, то есть будет задействована 24 часа с сутки, то суммарное энергопотребление в месяц будет небольшое.
  • Невысокая стоимость. Несмотря на то, что система будет собрана на основе последнего поколения, сами комплектующие будут бюджетными и  иметь низкую стоимость.
  • Небольшой по размерам корпус, не занимающий много места на столе.
  • Наличие HDMI для работы с большим монитором или телевизором и возможность декодирования HD-видео, в том числе c сервисов вроде Youtube.
  • Наличие USB 3.0. Сверхскоростной порт позволит подключать устройства с высокой производительностью (внешние жесткие диски и флэшки). Через 1-2 года, когда такие устройства насытят рынок, ваш компьютер позволит использовать их полную силу.

Заходим на сайт недорогого крупного магазина. Например, OLDI. Не сочтите за рекламу, но чтобы привести пример, нужно оперировать конкретными цифрами. В вашем городе наверняка есть хороший магазин, где представлен широкий выбор товаров.

На мой взгляд, подойдут указанные ниже комплектующие. Ниже я пройдусь по каждому из них и поясню, на основе чего был сделан такой выбор и на какие детали стоит обратить внимание.

Конфигурация компьютера (приведены цены на день написания статьи):

Компонент компьютера
Выбранная модель и производитель
Цена
Процессор Процессор Core i3-2100 BOX 3 784 руб.
Материнская плата ASRock H67M-ITX 3 044 руб.
Охлаждение (кулер) Идет вместе с процессором -
Оперативная память Samsung DDR3 4096 Mb или
2 x Samsung DDR3 4096 Mb
1 254 руб.
2508 руб.
Корпус с блоком питания Корпус InWin BM643 Black Mini-ITX 160W 1 758 руб.
Жесткий диск Seagate ST1500DL003 1.5Tb
Barracuda Green
2 242 руб.
Итоговая стоимость с 4-я гигабайтами памяти
Итоговая стоимость с 8-ю гигабайтами памяти
12082 руб.
13336 руб.

Теперь подробно о каждом компоненте

Процессор Core i3-2100 BOX под сокет 1155

Процессор Core i3-2100 BOXЧестно говоря, это самый слабый процессор из линейки Sandy Bridge. Несмотря на это, по мощности он будет соответствовать мощному четырехядерному процессору предыдущих лет, а принадлежность к последнему поколению гарантирует, что железо устареет не скоро и прослужит достаточно долго. Кроме того, пониженные частоты и самый современный техпроцесс в 32 нм хорошо будут сказываться на температурном режиме – возможность перегрева исключена.

Прилагаемый кулер без проблем справится с охлаждением и при этом его не будет слышно, ничто не будет отвлекать от работы и развлечений. Помимо этого, принадлежность к Sandy Bridge позволит смотреть фильмы в HD качестве на большом экране.

Материнская плата ASRock H67M-ITX

Материнская плата ASRock H67M-ITXПока выбор материнских плат на основе чипсета H67 под платформу socket 1155 небольшой, однако, даже сегодня можно подобрать достойную мать. Основные требования к материнской плате – это наличие встроенной графики с выходом HDMI, порты USB 3.0, позволяющие обмениваться информацией с внешними устройствами на высокой скорости и компактный формат mini-ITX, чтобы компьютер не занимал слишком много места. Данный экземпляр также поддерживает RAID и имеет гигабитную сетевую плату. На всякий пожарный случай предусмотрен один разъем PCI-Express.

Однако надо обратить внимание на то, что плата содержит всего один порт PS/2, так что, если у вас старая клавиатура, придется купить новую мышку с USB.

Оперативная память Samsung DDR3 4096 Mb (одна или две планки)

Оперативная Samsung DDR3 4096 MbНа сегодняшний день планки DDR3 стандарта PC3-10600 стали достаточно дешевы, поэтому брать двухгигабайтные модули нет смысла. Покупаем либо одну, либо две планки по 4 гигабайта. Тут все зависит от бюджета. Но, даже если взять только один модуль, в этом нет ничего страшного, второй со временем можно докупить. Главное не брать две планки по 2 Гбайта, тогда расширить память уже не получится.

Большое количество оперативной памяти требуется, во-первых, для встроенной видеокарты, которая, не имея своей, берет себе нужное количество из общей. Во-вторых, большой объем памяти опять-таки не позволит компьютеру быстро устареть.

Корпус InWin BM643 Black Mini-ITX 160W

Корпус InWin BM643 Black Mini-ITX 160WКорпус очень небольшого размера. В данном случае не требуется большой и просторный корпус для хорошей вентиляции. Система и так выделяет мало тепла. Зато такой корпус не будет занимать много места на столе. Он содержит два разъема USB, выход для наушников и вход для микрофона. Да и внешне он смотрится очень неплохо. Блок питания способен выдавать всего 160 Ватт. Однако этого будет вполне достаточно, чтобы прокормить данную систему.

А вот установить видеокарту уже не получится. Вероятнее всего, блок питания уже не потянет, ведь современные видео карты потребляют больше, чем остальные компоненты вместе взятые. Но мы этот случай не рассматриваем, так как видеокарта - это источник активного тепловыделения и дополнительного шума.

Seagate ST1500DL003 1.5Tb Barracuda Green

Жесткий диск Seagate ST1500DL003 1.5Tb Barracuda Green Для экономичной системы обязательно нужно брать винчестер с низким потреблением. Обычно он имеет частоту вращения около 5400 об/мин. О том, как вообще правильно выбрать винчестер подробно рассказано в статье Как выбрать жесткий диск и не сделать ошибку. В нашем случае оптимальным по цене будет объем в 1,5 Тбайта.

Такой емкости с избытком хватит для бытовых нужд, а цена за гигабайт будет самой низкой. Кроме того, низкооборотистый винчестер не будет шуметь, вы не услышите привычного свиста или щелчков.

В случае, если производится апгрейд системы, а не собирается новый компьютер,  из общей стоимости можно вычесть цену корпуса и жесткого диска. Тогда совершенно точно можно будет уложиться в 10 000 руб.

В статье ничего не сказано про DVD-привод. Это связано с тем, что технология оптического хранения информации постепенно устаревает. Если вам все-таки требуется такое устройство, купите какой-нибудь NEC. Это добавит к общей стоимости всего 600-700 руб.

В вашем конкретном случае могут быть компоненты других производителей. Все зависит от наличия их в магазине и от цены, которая постоянно меняется.

Выводы

Как видите, отсутствие внешней графики позволило сэкономить средства и сделать энергопотребление новой системы минимальным. И хотя такой компьютер не позволит сыграть в современный 3D-шутер, с работой в Фотошопе или проигрыванием HD контента он справится без проблем. А современное железо позволит не обновлять его долгое время.

Остались вопросы – спрашивайте в комментариях, я с удовольствием отвечу.

Получайте анонсы новых статей прямо на почту

 

Комментарии 

Коммент от
Апр 18, 2011
Комментатор
Михаил
Большое спасибо автору за труд! Кратко и информативно. Хотел бы прочитать статью в том же духе, но с уклоном на игровую конфигурацию на Sandy Bridge.
Коммент от
Апр 18, 2011
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Михаил:
Большое спасибо автору за труд! Кратко и информативно. Хотел бы прочитать статью в том же духе, но с уклоном на игровую конфигурацию на Sandy Bridge.
В самое ближайшее время выйдет еще пара статей на такую же тематику, в том числе будет рассмотрен вопрос сбора игровой машины. А ведь не за горами Бульдозер.
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
Shoore
Под такую систему логичнее использовать что-то типа ASRock H61M-ITX. Финансово логичнее.
Коммент от
Мар 26, 2012
Комментатор
Алекс
Логичнее было в такой системе, видеть не Н61 и/или что -то с Z, а именно AMD FM1/
И оснащением и функционалом.
Т.к. встроенное видо ядро Лиано(читай АТИ), уже дает возможность поиграть. А вот Интел своей ХД, уже задолбал всех.
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Shoore:
Под такую систему логичнее использовать что-то типа ASRock H61M-ITX. Финансово логичнее.
Не согласен. Во-первых, когда писалась статья (скоро уже год будет), решения на обоих чипсетах различались не сильно. Сейчас это позволит сэкономить 1-1,5 тысячи рублей. Но главный минус H61 - отсутствие SATA III (6 Гбит/с), что делает дисковую подсистему компьютера ущербной и уже морально устаревшей на момент покупки. Особенно сильно это будет заметно при установке SSD, которые за год сильно сбросили в цене.
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
Shoore
Цитирую pc-hard.ru:
Особенно сильно это будет заметно при установке SSD

Когда речь идёт о "недорогом компьютере", SSD не подразумевается (он стоит как половина системы минимум). Тем более, перешагивающий порог 3Гб/с.
Практика показывает, что попугаи заметны только в синтетических тестах, реальных условий для такой скорости чтения бытовое использование не создает.
Логичнее переплатить за процессор с iGPU 3000 в OEM комплектации и подобрать кулер поинтереснее боксового.
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Shoore:
Цитирую pc-hard.ru:
Особенно сильно это будет заметно при установке SSD

Когда речь идёт о "недорогом компьютере", SSD не подразумевается (он стоит как половина системы минимум). Тем более, перешагивающий порог 3Гб/с.
Практика показывает, что попугаи заметны только в синтетических тестах, реальных условий для такой скорости чтения бытовое использование не создает.
Логичнее переплатить за процессор с iGPU 3000 в OEM комплектации и подобрать кулер поинтереснее боксового.
И опять не согласен. Любой компьютер проектируется так, чтобы как можно дольше не устаревать. На момент написания статьи разница в мат. платах на H61 и H67 была около 300-400 рублей (обе были дорогие), такая сумма не сильно удорожит итоговую конфигурацию. В моем понимании "Дешевый компьютер" - не значит самое барахло. Дешевый значит минимальные вложения с довольно хорошим заделом на будущее. Брать решение Sandy Bridge и без SATA III - это явный дисбаланс. Тоже самое могу сказать про USB 3.0, или монитор без цифровых разъемов. А сам твердотельный диск можно купить позже в любой момент, главное, чтобы было к чему подключать.

Про половину стоимости системы - вы явно загнули - OCZ Agility 3 60 Gb стоит менее 3 тыс рублей (при стоимости компьютера 13500). Да и про попугаев палку перегнули. Посмотрите тесты реальных операций (загрузка, запуск и установка приложений) одних и тех же SSD на SATA II и SATA III - разница огромна.
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
Shoore
Цитирую pc-hard.ru:
разница огромна.

Не так уж она и огромна.
http://img28.imageshack.us/img28/2568/ssdbenchsata.png

Загрузка, запуск и установка тем более упрётся в процессор.
(2600K, Z68 DELUXE (три контроллера), SandForce 2XXX, Marvell M4 — никакой ощутимой разницы, вот рамдиск да, разница реально ощутима).
Коммент от
Мар 26, 2012
Комментатор
Алекс
Это какой же э
то будет комп.? ССД в 60 -80ГБ съест ещё 1100- 1300грн. (120 - 130 у.е)!:) Атолку от него тут будет - 10%. На фига вам скорость запуска приложений в офисном компе и медиацентре. В активных минусах этого дела ещё и то,что придется в ляпать кучу оперативной памяти и дополнительно настраивать ОС.Цитата:
OCZ Agility 3 60 Gb
это не те ССД, которые у нас на Украине, валом сдают по отбраковке? Этот хлам ваы советуете в машину? :) Эти ССД, редко доживают до возраста в пол - года!
Кто не верит читает отзывы в украинских онлайн магазинах. И на.. я видел ваш Санд Форс и его скорость.-)))
В таком компе он фактически не нужен.
П.С.: может хватит нам тыкать проплачеными компаниями OCZ, Kingston, Intel, тестами. Реальный комп - не тест среда.
Коммент от
Апр 10, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Алекс:
Это какой же э
то будет комп.? ССД в 60 -80ГБ съест ещё 1100- 1300грн. (120 - 130 у.е)!:) Атолку от него тут будет - 10%. На фига вам скорость запуска приложений в офисном компе и медиацентре. В активных минусах этого дела ещё и то,что придется в ляпать кучу оперативной памяти и дополнительно настраивать ОС.Цитата:
OCZ Agility 3 60 Gb
это не те ССД, которые у нас на Украине, валом сдают по отбраковке? Этот хлам ваы советуете в машину? :) Эти ССД, редко доживают до возраста в пол - года!
Специально для таких, как вы написал статью - конкретный пример использования Agility 3 - он кстати на SandForce.

http://pc-hard.ru/hardarticles/133-ocz-agility-3-lifetime.html
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Shoore:
Цитирую pc-hard.ru:
разница огромна.

Не так уж она и огромна.
http://img28.imageshack.us/img28/2568/ssdbenchsata.png

Загрузка, запуск и установка тем более упрётся в процессор.
(2600K, Z68 DELUXE (три контроллера), SandForce 2XXX, Marvell M4 — никакой ощутимой разницы, вот рамдиск да, разница реально ощутима).
Жаль, что не смог вас переубедить, каждый остался при своем.
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
Shoore
Цитирую pc-hard.ru:
Жаль, что не смог вас переубедить

Да меня-то не нужно. Главное — озвучить альтернативу, а там уже человек сам определится с выбором под свои нужды.
Просто тема статьи весьма злободневна: 70% заказов на подбор комплектующих вписывается в указанный коридор и скорость дисковой подсистемы тут не самое узкое место. Да и USB 3.0, реализованное на стороннем контроллере, пока что не сильно себя оправдало.
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Shoore:
Да и USB 3.0, реализованное на стороннем контроллере, пока что не сильно себя оправдало.
Так, а родных-то решений нет, Интел все свой Болт двигает, который никому не нужен и нигде еще не используется. Хорошо хоть в Ivy Bridge будет референсный USB 3.0.
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
Shoore
Сейчас уже на F1 можно собрать систему интереснее. Вычислительные мощности, скорее всего, будут не чета Интелу, зато графика позволит поиграть хоть во что-то.
Ну и реализация скоростных интерфейсов на уровне.
Коммент от
Апр 10, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Shoore:
Сейчас уже на F1 можно собрать систему интереснее. Вычислительные мощности, скорее всего, будут не чета Интелу, зато графика позволит поиграть хоть во что-то.
Ну и реализация скоростных интерфейсов на уровне.
В самом начале статьи написано, что это не игровой компьютер. Если нужно поиграть - лучше сразу брать с внешней видеокартой.
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Shoore:
Сейчас уже на F1 можно собрать систему интереснее. Вычислительные мощности, скорее всего, будут не чета Интелу, зато графика позволит поиграть хоть во что-то.
Ну и реализация скоростных интерфейсов на уровне.
В общем, да. Но у меня Llano вызывает какие-то странные эмоции. По процессорным мощностям сильно не дотягивают. А графика для игрушек - игроманы все равно будут покупать дискретную плату. Все-таки производительно сти встроенного видео пока недостаточно чтобы полностью вытеснить младшие дискретки. А по поводу интерфейсов согласен. Даже младший E-350 - и тот нафарширован под завязку и SATA III и USB 3.0 и UEFI - все достижения человечества, а про старшие модели вообще молчу, вот здесь AMD просто молодцы. Зато скоро выйдет Ivy Bridge и всем "рога поотшибает".
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
Shoore
Да что-то ничего революционного Ivy в десктопном исполнении предложить не может. Разве что, нативный PCI-E 3.0
Коммент от
Фев 28, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Shoore:
Да что-то ничего революционного Ivy в десктопном исполнении предложить не может. Разве что, нативный PCI-E 3.0
Зато старые болты в виде энергосбережени я и встроенного видео неплохо подтянули. ;)
Коммент от
Мар 26, 2012
Комментатор
Алекс
1)Вас так волнуют аппетиты компов в которых де факто кроме материнки, харда и проца, больше, ни фига нет?
Очень но странный подход! Я бы ещё понял, когда речь пойдет о мидл енд компах, где уже можно подключить 24" - 26" моник и смотреть ХД -контент и играть в игры, работать с графикой.
2)Видео, от Интел,волнует только саму Интел. И не надо нам впаривать какое оно хорошее и производительно е. До уровня даже начального дискрета, эта жлобовская докатка, не дотягивает в разы.
А отговорки что видеокарта стоит дорого это парадигма боссов Интел - они помню достали весь мир своим Лараби.
3)Тем более если у вас нет видеокарты вам поддержка таких видеокарт,как АМД ХД 79хх и Н'Видиа 680 - ина не на..?
В них есть та ревизия 3.0 ПСИ-Е.
В таком компе эти топ продукты не нужны.
П.С.: что бы и где не писали, Иви - это нормальный доработанный Санди. Т.е. тот которым Санди и должен быть!
Коммент от
Апр 10, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Алекс:
1)Вас так волнуют аппетиты компов в которых де факто кроме материнки, харда и проца, больше, ни фига нет?
Очень но странный подход! Я бы ещё понял, когда речь пойдет о мидл енд компах, где уже можно подключить 24" - 26" моник и смотреть ХД -контент и играть в игры, работать с графикой.
2)Видео, от Интел,волнует только саму Интел. И не надо нам впаривать какое оно хорошее и производительно е. До уровня даже начального дискрета, эта жлобовская докатка, не дотягивает в разы.
А отговорки что видеокарта стоит дорого это парадигма боссов Интел - они помню достали весь мир своим Лараби.
3)Тем более если у вас нет видеокарты вам поддержка таких видеокарт,как АМД ХД 79хх и Н'Видиа 680 - ина не на..?
В них есть та ревизия 3.0 ПСИ-Е.
В таком компе эти топ продукты не нужны.
П.С.: что бы и где не писали, Иви - это нормальный доработанный Санди. Т.е. тот которым Санди и должен быть!
1) Конечно волнует. Если речь о мидл енд или о hi end, вообще не имеет смысла разговаривать о потреблении, там главное - мощность. В вот в экономичных системах потребление - самый главный конек.
2) Видео от Интел действительно не дотягивает до уровня AMD - но видео здесь не главное - это не игровой компьютер. При этом оба справятся с HD-контентом, но процессорная часть у Intel лучше.
3) Не нужна, но вдруг понадобится...
Коммент от
Май 21, 2012
Комментатор
Sman
Здравствуйте,го спода.
Может хватит уже карандашами, ручками,или что там у вас еще мерятся?
Предложите, озвучьте альтернативы 2-3 варианта. Давайте сравним сильные и слабые стороны и пусть каждый выберет что ему нужно. Желательно на сегодняшний день. Вопрос реально злободневный. Меня, например интересует сборка HTPC с возможностью, поиграть, например в CS со средними, как минимум, настройками. Хочу зарядить туда 2 DVB карты (возможно USB). Приоритет, естественно, в воспроизведении FullHD, а также Blueray рипов на внешней панели. Этот комп должен крутиться круглосуточно и абсолютно бесшумно. Потреблять мало. Вот. А если захочется большего-запустить основной комп. Который гудит как самолет и греется как кипятильник. Имеет дискретку. Эта тема актуальна многим. Давайте определимся с ядром - основным модулем, а потом каждый решит, что туда еще пихать - нужен ему ссд или нет, и т.д. Таким образом, возможно на одной платформе закроется широкая ниша от офисников до HTPC(с расширением).
Коммент от
Май 21, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Sman:
Здравствуйте,го спода.
Давайте сравним сильные и слабые стороны и пусть каждый выберет что ему нужно. Желательно на сегодняшний день. Вопрос реально злободневный. Меня, например интересует сборка HTPC с возможностью, поиграть, например в CS со средними, как минимум, настройками. Хочу зарядить туда 2 DVB карты (возможно USB). Приоритет, естественно, в воспроизведении FullHD, а также Blueray рипов на внешней панели. Этот комп должен крутиться круглосуточно и абсолютно бесшумно. Потреблять мало. Вот. А если захочется большего-запустить основной комп. Который гудит как самолет и греется как кипятильник. Имеет дискретку. Эта тема актуальна многим. Давайте определимся с ядром - основным модулем, а потом каждый решит, что туда еще пихать - нужен ему ссд или нет, и т.д. Таким образом, возможно на одной платформе закроется широкая ниша от офисников до HTPC(с расширением).
Спасибо за интересную идею. Сейчас появилось огромное количество интересных моделей, и каждой найдется применение. У AMD E-450 и A-3850, а на подходе Тринити.
У Интел вышел новый Атом и только появился Ivy Bridge. Старые железки постепенно уходят в прошлое, так что в будущих статьях помимо непосредственно подбора комплектующих можно детально расписать область применения тех или иных железок со всеми с плюсами и минусами. А областей применения, как вы правильно заметили, очень много.
Коммент от
Июл 18, 2012
Комментатор
Кирилл
Считаю прилично удешевит комп может пень G860 - по производительно сти он не особо отстает от Core i3, особенно в приложениях не дружащих с гипер тредом. Собирал на G860 офисный комп, 4 гб озу, H61 мать - летает. Так как в игры(хотя most wanted например отлично пошел=) ) без видеокарты ни на и3 , ни на G860 не поиграешь - выбор однозначен.
H61 брал по той причине, что хард у меня старик-IDE. Итоговая сумма (без харда) - 1700 грн (210 у.е.)