Вертикальное и горизонтальное положение жесткого диска
06 Ноября 2012

Вертикальное и горизонтальное положение жесткого дискаДовольно часто попадаются письма от читателей о правильном положении жесткого диска при установке в корпус компьютера. В данном вопросе обычно царит полная неразбериха. Этому способствует отсутствие четкой позиции производителей, которые не запрещают установку в вертикальном (или другом) положении и никаких четких инструкций на этот счет не дают.

Имеется лишь обрывочная информация из различных интервью и высказываний на публичных мероприятиях официальных представителей компаний-производителей.
Очень опрометчиво со стороны вендоров оставлять такой важный вопрос без внимания. Ведь все, что связано с надежностью устройств и сохранностью данных – имеет важнейший приоритет. Поэтому в данной статье я постараюсь прояснить ситуацию.

Для начала давайте определимся, какие положения может занимать диск в пространстве. Самые популярные – горизонтальное, вертикальное на ребре и вертикальное на торце. Существует еще масса промежуточных положений под разными углами, однако на практике винчестер закрепляется в классических корпусах, имеющих стандартную форму и строго вертикальные / горизонтальные стенки (без наклонных поверхностей). Поэтому в статье под ориентацией в пространстве будут подразумеваться именно эти три положения. Ну, и кроме того, данные рассуждения приводятся для накопителей, выпущенных в последние 2-3 года. Старый хлам в расчет не принимается.

Теперь постараемся подумать логически. Во-первых, никаких упоминаний о положении жесткого диска ни на инструкции по установке, ни в гарантийке нет. Хотя в последних содержится длинный список “чего делать нельзя”. Вспомните, как ревностно относятся производители к соблюдению правил эксплуатации своих изделий – сопроводительная литература пестрит напоминаниями, что неправильное использование лишает гарантии. Так что, если бы любое положение кроме горизонтального плохо сказывалось на сроке службы, об этом бы непременно написали на первых страницах макулатуры, поставляемой в комплекте с железками.

Во-вторых, обратите внимание на устройства хранения данных, в которых используются жесткие диски (бесчисленные NAS, внешние контейнеры и медиаплееры). Поверьте, производители этого железа, среди которых немало именитых компаний с отличным имиджем, изучили этот вопрос гораздо глубже нас - потребителей, они провели неоднократные консультации с производителями винчестеров относительно долговечности такой эксплуатации.

QNAP TS-559 Pro+  с вертикальными отсеками под HDDQNAP TS-559 Pro+ позиционируется как надежное устройство хранения данных
Вертикаль не мешает винчестеру трудиться

Посмотрите на устройство QNAP TS-559 Pro+ на картинке. Производитель, позиционируя данный NAS, делает упор на надежности. Было бы странно видеть в надежном устройстве с хорошей родословной неправильно расположенные диски.

Хранилище на 15 HDD - все они работают вертикально на ребреПрофессиональный NAS на 15 HDD.
Устройство должно обеспечаить высокую надежность.
При этом все 15 устройств трудятся в вертикальном положении

Но если и это вас не убедило, посмотрите на внешний винчестер WD My Book Live Duo производства непосредственно Western Digital, выпускающий обширный спектр накопителей. Уж кто-кто, а производитель винчестеров должен знать, как их правильно эксплуатировать. Если была бы хоть одна причина, не позволяющая такое использование жесткого диска, вряд ли такое устройство увидело свет.

Внешний жесткий диск WD My Book Live Duo с вертикальной загрузкой HDD Кому как не производителю винчестеров лучше знать,
как эксплуатировать HDD.
Вертикальная загрузка - не помеха нормальной работе HDD.
Western Digital "разрешил"

Очевидно, нет никаких причин считать, что вертикальное положение диска вредно и негативно влияет на продолжительность срока службы. Скорее всего, такой стереотип сложился в далекие времена, когда горизонтальное положение было необходимостью ввиду несовершенства технологий, и беспокойство специалистов по этому вопросу было небеспочвенным.

Популярное положение винчестера в док-станцияхПопулярная конструкция док-станций с портами eSATA и USB 3.0 

Правда, мне приходилось сталкиваться со случаями, когда жесткий диск нестабильно работал на пределе мощности блока питания или от старого USB порта. Видимо, изменение ориентации устройства вызывало незначительное увеличение пикового потребления, что при ограниченном питании приводило к сбоям. Другими словами, диск, лежащий горизонтально, мог работать без сбоев. Но стоило поставить его на ребро, как диск отказывался заводиться и начинал щелкать. В этом случае причину нужно искать не в винчестере, а в источнике электроснабжения – нужно менять блок питания или купить USB-хаб с активным питанием.

А вот чего действительно не рекомендуется делать, так это менять положение винчестера в пространстве во время работы. Это может привести к самым разным последствиям, но итог один – выход из строя и потеря информации. По этой же причине лучше не двигать и не переворачивать системный блок во время работы (да, я встречал и такое). Но главное – обеспечить жесткому диску правильный температурный режим. Температура не должна превышать 45 градусов, а лучше - 30-40. При такой эксплуатации винчестер прослужит очень долго.

Получайте анонсы новых статей прямо на почту

 

Комментарии 

Коммент от
Ноя 10, 2012
Комментатор
большой мозг
познавательно
Коммент от
Ноя 17, 2012
Комментатор
Рус
Благодарю за знание
Коммент от
Фев 14, 2013
Комментатор
Haster
Фигня это все - Профессиональны й NAS на 15 дисков с легкостью монтируется в стойку, как и все такого типа оборудование, при этом диски оказываются расположены горизонтально, и вообще существует Огромное количество серверного оборудования с горизонтальным расположением дисков. Так что, в конечном итоге, на надежность гораздо больше влияет особенности конкретной серии, или даже конкретного экземпляра диска, чем то, как он располагается при работе. Что касается, перемещения во время работы - в целом согласен, что лучше не трогать, но опять же не надо наводить панику, в характеристиках диска указано, какую он может выдержать перегрузку, и он, как правило ;) с легкостью ее выдерживает. У меня у самого несколько раз были случаи падения РАБОТАЮЩЕГО диска и тфу-тфу обошдось :) А повороты и наклоны системника в процессе работы - у меня обычная практика (почти обычная) и за более чем 15 лет - из-за этого не полетел ни один "винт"
Коммент от
Мар 02, 2013
Комментатор
Stix
Если взять какой-нибудь диск или колесо с подшипником насаженное на ось, хорошенько раскрутить диск, держа ось в руке - то если резко наклонить ось с вращающимся диском/колесом, можно почувствовать неожиданно сильное сопротивление наклону (гироскопически й эффект). При этом на ось и подшипник будет действовать весьма немалая поперечная нагрузка.
Так и в винчестере: вращающиеся пластины могут заклинить шпиндель, если его начать резко наклонять или трясти в работающем состоянии. И чем больше пластин (и соответственно их масса) - тем выше вероятность заклинивания. А при падении прибавляется ещё и ударная перегрузка хз-сколько-G...
Коммент от
Мар 19, 2013
Комментатор
Константин
Абсолютно согласен со Stix, что при резком толчке корпуса системного блока, жесткий диск может давать сбой, сам сталкивался. Иногда даже при казалось бы незначительных колебаниях жесткий диск может выдать ошибку и это в лучших случаях.
А что касается положения жесткого диска, в действительност и бывает, что та или иная модель может работать нестабильно, но это достаточно редко и скорей всего преимущественно для старых HDD.
Коммент от
Сен 11, 2013
Комментатор
Евгений
Так и есть - абсолютно верно и правильно написано по физическим законам.
Коммент от
Июл 31, 2013
Комментатор
Станислав
всё зависит, на самом деле, от производителя. если купили фуфло, то хоть горизонтально, а будет работать кое-как и со звуками.
Коммент от
Июл 31, 2013
Комментатор
pc-hard.ru
Не тешьте себя иллюзиями - производителей осталось всего три, из которых основную долю рынка занимают два - WD и Seagate. При этом все делают хорошие годные HDD.
Коммент от
Авг 17, 2016
Комментатор
Владимир
Цитирую pc-hard.ru:
Не тешьте себя иллюзиями - производителей осталось всего три, из которых основную долю рынка занимают два - WD и Seagate. При этом все делают хорошие годные HDD.

Ага! А последний, между прочим, в большинстве своих винтов начинку от Самсунга ставит.
А статья действительно очень полезная. И коммент Stix дельный и понятный
Коммент от
Сен 11, 2013
Комментатор
Евгений
интересная статья и познавательная. Мне почему-то всегда казалось, что в вертикальном положении Жесткого Диска увеличивается несколько нагрузка на механические части и сползание головки в простое, когда ничего не считывается\пиш ется. Но в моем новом компьютере диск установлен ка раз вертикально и все работает также, как и на старом - при горизонтальном, тем более комп HP - они в инженерных вопросах разберутся лучше нас
Коммент от
Апр 15, 2015
Комментатор
Иван
Есть подозрение, что в простое головки должны сползать в строну парковочной зоны. По этой причине изучаю вопрос с целью установки винтов на ребро, чтобы при отключении питания головки слетали с блинов на парковку, а не плюхались на блины. Но это только мои домыслы. Также думаю при вертикальной установке (на ребро) должен пассивно улучшиться теплоотвод. По крайней мере когда винтов несколько. При горизонтальном расположении стопкой тепло от нижнего винта поднимается к верхнему. Если нет принудительного обдува. При вертикальной имхо должно будет уходить вверх между винтами.
Коммент от
Апр 15, 2015
Комментатор
pc-hard.ru
Ничего подобного. Про простое головки все равно контролируются двигателем. Вы их так просто не пошевелите. Более того, у некоторых производителей, например WD, головки паркуются буквально через 10-15 сек простоя. Плюхнуться они не могут пока блины вращаются. Как только пропадет питание первым делом запаркуются головки, они не успеют упасть - пластины будут по инерции вращаться некоторое время.
С теплоотводом тоже не все так просто. Вы приводите пример пассивного теплоотвода, когда в корпусе нет ни одного вентилятора. Если же через корпус продувается воздух, что бывает чаще всего, то положение винчестеров уже не так критично. При полностью пассивном охлаждении - "на ребре" эффективность этого охлаждения повышается. Но если этот момент критичен - на HDD лучше поставить пассивный радиатор, например Zalman.
Коммент от
Окт 07, 2015
Комментатор
Владимир
мудень ты анапский, хп конечно шарит, шарит чтоб быстрее что то накрылось и ты опять покупал это все
Коммент от
Авг 17, 2016
Комментатор
ВладимирП
Времена техники с пожизненной гарантией давно прошли. Сейчас производители мучаются поиском "золотой середины" - чтобы товар ненадежный продать и имидж при этом не потерять. Что поделаешь - нужны новые заводы, рабочие места, а главное карманы набить, да побольше,поболь ше!
Коммент от
Июл 28, 2014
Комментатор
Сергей
у меня жесткий диск с данными вертикально работает, а горизонтально нет начинает тупить или комп его вобще не видит в чём проблема?
Коммент от
Июл 29, 2014
Комментатор
pc-hard.ru
Есть подозрение, что диск скоро отправится в мир иной. Вероятно проблема связана с износом подшипника, а может и просто брак, вылезающий на поверхность при увеличивающимся сроке службы.

Я бы на вашем месте всю важную информацию с диска продублировал.
Коммент от
Окт 04, 2014
Комментатор
Валерий
Уже 5 лет как упоминалось о том , что начнут производители винчестеров делать винчестеры с обёммом памяти 24ТВ(терабайта) , в частности фирма Hitachi !
Вот поисковая ссылка этих заявлений в интернете . Так вот , когда же появится такой винчестер , пока что самый максимальный известный обёмм имеет только винчестер Western Digital 6 TB ? Заранее благодарю за ответ на мой вопрос .
Коммент от
Окт 04, 2014
Комментатор
pc-hard.ru
Разработки и массовое внедрение с серийным производством - это две большие разницы.
Коммент от
Апр 02, 2015
Комментатор
Sanich63
По поводу "выпущенных в последние 2-3 года. Старый хлам в расчет не принимается.", IDE seagate ST380011AA 80 Gb, вот уже 8 лет работает на ребре весь в пыли прислоняясь к постоянно нагревающееся (из за ЦП AMD) внутренней рамы системника, СМАРТ статус ближе к отлично, работает без глюков
Коммент от
Янв 16, 2016
Комментатор
Сэръёга
IDE - продольная запись, на современных - перпендикулярна я, высокая плотность записи. Ваш ИДЕшный возможно ещё столько же протянет, если шпиндель клина не поймает или прочих внешних факторов.
Коммент от
Апр 13, 2015
Комментатор
inmaze
Спасибо
Коммент от
Янв 16, 2016
Комментатор
Сэръёга
При вертикальном/ребре расположении винчестеров температурный режим соблюсти проще/легче, актуально при большом количестве и/или малом пространстве.
Коммент от
Авг 28, 2016
Комментатор
Василий
Положение в пространстве на хард никак не влияет. Для него страшно резкое перемещение поперёк плоскости вращения пластины, но только потому, что головки в такой момент могут коснуться поверхности (преодолеть зазор в десятую долю миллиметра). Тут как раз и проявляется качество от производителя - точное изготовление и качественный материал самих рычагов головок. В общем - чтоб понять - достаточно один раз разобрать и изучить хард внутри. А вот что важно - так это охлаждение! Чаще всего диски летят из-за перегрева микрочипов во время дефрагментации, объёмного копирования или тупо - по причине плохого охлаждения.
Коммент от
Окт 19, 2016
Комментатор
хатик
Встречал много жестких дисков которые в обычном горизонтальном видел щёлкал шпиндель, когда их ставишь в вертикальный вид перестал щелкать и работал годами.
Поэтому считаю что лучше вертикальный режим.