Собираем недорогой компьютер на платформе Sandy Bridge с чипсетом Z68
27 Сентября 2011

Собираем недорогой компьютер на платформе Sandy Bridge с чипсетом Z68Как и в прошлой статье про сбор компьютера на Sandy Bridge, в данной статье пойдет речь о сборке компьютера на платформе Sandy Bridge, однако на этот раз основой выступит материнская плата на чипсете Z68. На данный момент, пока не появилась платформа следующего поколения Ivy Bridge, Z68 – это лучший вариант от компании Intel.

Несколько слов о чипсете Z68, и почему для сборки выбран именно он. Во-первых, данный чипсет является продолжением 67-ой линейки, а именно чипсетов P67 и H67, имевших ряд ограничений – в первом не было встроенного видео, второй имел слабое встроенное видеоядро - Intel HD 2000 (и это при наличии трехтысячной серии) и в нем отсутствала возможность совместного использования видеокарт по SLI или CrossFire. Однако чипсет Z68 взял самые лучшие черты от обоих предшественников. Он имеет как  возможность работы со встроенным видео (с поддержкой технологии кодирования  Quick Sync), так и полноценную поддержку внешних видеокарт. Добавим сюда порты SATA-3 с пропускной способностью 6 Гбит/с (которые будут очень кстати при использовании SSD в качестве системного диска). Кроме того, имеется технология кэширования на SSD под названием Smart Response, о которой мы уже писали ранее.

В процессе подбора комплектующих я буду руководствоваться следующим: необходимо собрать надежную систему, обладающую современными технологиями и разъемами, к которым можно будет подключить новое (а также то, которое выйдет в ближайшее время) железо. Но при этом надо уложиться в как можно меньшую сумму. То есть это будет оптимальный вариант, с одной стороны – относительно дешево, с другой – задел на будущее, чтобы не пришлось в скором времени делать очередное обновление.

Кроме того, в дополнении к основной конфигурации я приведу еще и расширенную версию компьютера, но более дорогую, а также уточню именно те компоненты, на которые лучше потратить дополнительные средства.

В общем и целом, конфигурация будет собираться под домашний, но не игровой компьютер – видеокарта будет встроенная, зато оперативной памяти надо будет установить больше обычного. Поиграть в современные игры на нем не получится (до момента установки внешней видеокарты), зато для работы в графических редакторах, средствах монтажа, а также для просмотра видео (в том числе и HD) данная машинка подойдет идеально.

Я буду приводить конкретное железо с сайта магазина ОЛДИ с ценами на день написания статьи, как если бы я пришел в магазин и начал подбирать комплектующие из того, что есть в наличии.  Итак, компьютер будет состоять из следующих компонентов.

Материнская плата ASRock Z68M/USB3 (расширенный вариент:
Материнская плата ASRock Z68 Pro 3)

Материнская плата ASRock Z68M/USB3
Материнская плата ASRock Z68M/USB3
Материнская плата ASRock Z68 Pro 3
Материнская плата ASRock Z68 Pro 3

Эта, в общем, не дорогая плата (ASRock Z68 Pro 3)  предлагает весь набор необходимых функций: поддержка процессоров Sandy Bridge, UEFI с поддержкой винчестеров более 2 Тбайт,  сверхскоростные порты SATA 6 Гбит/с, USB 3.0. В дополнение ко всему, у платы есть такие приятные дополнения,  как гигабитный сетевой разъем и повышенная мощность на USB-портах, то есть проблем с питанием внешних винчестеров не будет. Для подключения дискретного видеоадаптера, присутствует только один разъем PCI Express 2.0 со скоростью 16x, режим SLI или CrossFire организовать не удастся. Но если понадобится, то докупить видеоплату можно в любой момент.  Более дешевый вариант –плата ASRock Z68M/USB3 почти ничем не отличается от старшей модели, она имеет меньший формат microATX, меньшее количество портов USB 2.0, PCIe и слотов памяти (всего 2 штуки).

Процессор Core i3-2100 BOX (продвинутый вариант:
Процессор Core i5-2300 BOX)

Процессор Core i3-2100 BOX и Процессор Core i5-2300 BOX

Процессоры Core i второго поколения показывают очень высокую производительность. Даже низшие представители этого семейства двухядерные Core i3 при невысокой цене обгоняют некоторые четырехядерники AMD и где-то на уровне средних Core i5 первого поколения.  Чего уж говорить об альтернативной модели - Core i5 второго поколения. Все процессоры поддерживают технологию Quick Sync, позволяющую кодировать видео за существенно меньшее время, при этом качество картинки будет достаточно высокое (в отличие, например, от технологии CUDA). Все процессоры приобретаются с родным кулером. Дело в том, что камешки сделаны по техпроцессу 32 нм, из-за чего у них очень небольшое энергопотребление, а значит и. тепловыделение. Кроме того, множитель у них заблокирован, так что разогнать его сильно не получится. Поэтому штатного вентилятора будет вполне достаточно. По индексу производительности Windows процессор Core i3-2100 показывает 7,2 балла, а Core i5-2300 выдает 7,4 балла по максимальной шкале в 7,9 балла.

Оперативная память Память DDR3 4096 Mb (pc-10660) 1333MHz Samsung (альтернатива:
Оперативная Память Corsair DDR3 4096 Mb (pc-12800) 1600MHz Patriot)

Оперативная память Память DDR3 4096 Mb (pc-10660) 1333MHz Samsung

Минимальный размер модуля – 4 Гбайта. Меньшее количество оперативки брать нет смысла. Можно взять один или два модуля в зависимости от средств. Лучше взять как минимум два, тогда они будут работать в двух канальном режиме, что даст небольшой выигрыш производительности. Для более дорогой конфигурации лучше взять 4 планки по 4 Гбайта, хотя покупать их можно постепенно – например пару сразу, вторую пару – потом. В конечном итоге суммарный объем в 16 Гбайт даст большой задел на будущее и оттянет следующий апгрейд на достаточно длительный срок.

Оперативная Память DDR3 4096 Mb (pc-12800) 1600MHz Patriot

Кроме того, если взять более быструю память pc-12800, то можно выполнить небольшой разгон, повысив частоты и уменьшив тайминги. Обратите внимание, более быстрая память уже имеет радиаторы для дополнительного охлаждения.

Блок питания FSP 500W (500-60 HCN)

Блок питания FSP 500W (500-60 HCN)

Компьютеры на основе Sandy Bridge потребляют не много энергии. Поэтому мощный блок питания не требуется. Будет достаточно и меньшей мощности, а 500 Ватт – это больше задел на будущее, если придется докупить внешнюю видеокарту. Вот статья про потребление процессоров Sandy Bridge, в которой показывается, что в некоторых случаях для них будет достаточно блока питания  в 160 Вт.  Кроме того, работа с большим запасом по мощности позволит продлить жизнь  блока питания. Обратите внимание, было выбрано устройство с большим вентилятором размером 12 см, который будет лучше обдувать элементы БП и меньше шуметь.

Жесткий диск 1.5 Tb Western Digital WD15EARS Caviar Green  
Жесткий диск 2.0 Tb Samsung HD204UI SATA-II Spinpoint F4EG

Жесткий диск 1.5 Tb Western Digital WD15EARS Caviar Green или  Жесткий диск 2.0 Tb Samsung HD204UI SATA-II Spinpoint F4EG

Диски объемов 1,5 и 2,0 терабайта на сегодняшний день являются оптимальными по соотношению цена-объем, и цена за один гигабайт пространства у них самая низкая. Выбирать придется в зависимости финансовых возможностей. Оба представленных диска обладают невысокой частотой вращения 5400 об/мин. Для диска WD частота не указана, однако его производительность находится на уровне устройств с такой частотой вращения шпинделя. Более скоростные диски с частотой 7200 об/мин для данной конфигурации брать не рекомендую. Они дороже, да и тепловыделение их значительно выше, придется продумывать систему охлаждения системного блока. Если уж вкладываться в апгрейд дисковой подсистемы, то лучше взять SSD, но об этом в следующем абзаце.

Твердотельный накопитель SSD 2.5" 60 Gb Corsair SATA II Force series

Твердотельный накопитель SSD 2.5При наличии дополнительных средств можно приобрести SSD, который значительно увеличит производительность дисковой подсистемы. Причем можно как установить его в качестве системного диска, так и использовать для кэширования по технологии Smart Response. Данный диск стоит не так дорого из-за небольшого объема и не самых высоких скоростных характеристик. Однако по сравнению с традиционным жестким диском прирост производительности будет очень и очень существенным. Несмотря на низкую стоимость, данный SSD поддерживает команду TRIM, а значит, со временем его производительность не будет катастрофически снижаться. Напомню, что данный накопитель требует установленной Windows 7, так как Windows XP с ним работать не умеет.

Корпус Linkworld 321-62 ATX

Корпус Linkworld 321-62 ATX К корпусу особых требования нет. Главное, чтобы он был не очень дорогой и шел без блока питания, который будет приобретаться отдельно. Данный корпус как раз соответствует данным требованиям. Он недорогой, внешне симпатичный и не имеет блока питания. Как говорится, на вкус и цвет – товарища нет. Поэтому выбор дизайна системного блока целиком и полностью лежит на самом покупателе. Я рекомендую зайти в крупный магазин, где большой модельный ряд обычно представлен на витрине, посмотреть своими глазами, и уже потом выбирать конкретную модель. Ведь именно системный блок будет все время на виду, и в случае неудачной покупки он будет мозолить взгляд еще долгое время (предположительно до следующего апгрейда).

Дополнительное оборудование

В рамках данной статьи я не стал устанавливать в системный блок устройство для чтения оптических дисков и карт памяти. Эти компоненты стоят совсем недорого, и купить их  можно в любой момент.

Итоговая конфигурация и стоимость:

Компонент

Модель

Стоимость, руб.

Процессор

Core i3-2100

4 487

Материнская плата

ASRock Z68M/USB3

3 813

Память

Samsung 4096 Mb
(pc3-10660)

825

Жесткий диск

Western Digital WD15EARS
Caviar Green 1. 5Tb

2 282

Блок питания

FSP 500W (500-60 HCN)

1 447

Корпус

Linkworld 321-62 ATX

745

Итого с 4 Гбайт памяти
Итого с 8 Гбайт памяти

13599
14424

Расширенная конфигурация:

Компонент

Модель

Стоимость, руб.

Процессор

Core i5-2300

6 627

Материнская плата

ASRock Z68 Pro 3

4 029

Память

Corsair XMS3 4096 Mb
(pc3-12800)

1 003

Жесткий диск

Samsung HD204UI
Spinpoint F4EG 2Tb

2 573

SSD

Corsair SATA II Force 60 Gb

3 488

Блок питания

FSP 500W (500-60 HCN)

1 447

Корпус

Linkworld 321-62 ATX

745

Итого с 8 Гбайт памяти

Итого с 16 Гбайт памяти

21 429
(18856 без SSD)
23 432
(20859 без SSD)

В итоге получаем полностью нафаршированный по последнему слову техники компьютер, за исключением, может быть, видеоплаты. Но в случае необходимости можно купить ее отдельно. Зато с HD-контентом или редактированием видео или другими ресурсоемкими задачами он справится без проблем.

Вторая конфигурация вполне подойдет для создания игрового компьютера. Только вот 16 Гбайт памяти для игрового компьютера многовато, достаточно будет и 8 Гбайт. Хотя при сборке игровой машины есть много нюансов, поэтому речь об этом пойдет в отдельной статье.

Получайте анонсы новых статей прямо на почту

 

Комментарии 

Коммент от
Окт 09, 2011
Комментатор
Алексей
Спасибо за статью, очень вовремя, как раз обдумываю конфигурацию компа для работы.
В статье предложены 2 вида оперативки, второй вариант более быстрый, но его надо разгонять.
Цитата: "Кроме того, если взять более быструю память pc-12800, то можно выполнить небольшой разгон, повысив частоты и уменьшив тайминги"
Если не трудно, можно статью про разгон оперативки, а то в сети столько всего, но рассчитано в основном на опытных оверклокеров.
Спасибо.
Коммент от
Ноя 15, 2011
Комментатор
Алексей
интегрированное видео игры потянет? Сталкер, к примеру?
Коммент от
Ноя 15, 2011
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Алексей:
интегрированное видео игры потянет? Сталкер, к примеру?
Скорее всего нет. Даже на самых низких настройках не всегда играбельно. В этом отношении процессоры AMD намного лучше. На топовом Llano A-3850 видео выдает 30-35 кадров (на средних настройках) - что в общем приемлемо.
Коммент от
Янв 06, 2012
Комментатор
Дмитрий
Как вы думаете, стоит ли доплачивать и ставить во 2 конфигурацию i5 2500 или 2500k. Или же разница будет не столь существенна?
Разгонять не собираюсь.
Коммент от
Янв 06, 2012
Комментатор
Дмитрий
Статья и советы очень полезные. Спасибо
Коммент от
Янв 06, 2012
Комментатор
НеО
Хмммм незнаю незнаю. Я у друга на процессоре Intel Core i3 2100 играл GTA4 на средних настройках... Неразу нелагала)) мммм... непойму как?! Но играла! Кстати КОД3 тоже играл на низких настройках!
Коммент от
Янв 09, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Дмитрий:
Как вы думаете, стоит ли доплачивать и ставить во 2 конфигурацию i5 2500 или 2500k. Или же разница будет не столь существенна?
Разгонять не собираюсь.
Собственно главное отличие этих двух моделей именно в возможности разгона. Индекс К говорит о разблокированно м множителе, то есть вы сами сможете повышать его частоту. Если разгон не требуется, то смысла брать разлоченную модель нет.
Коммент от
Янв 09, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую НеО:
Хмммм незнаю незнаю. Я у друга на процессоре Intel Core i3 2100 играл GTA4 на средних настройках... Неразу нелагала)) мммм... непойму как?! Но играла! Кстати КОД3 тоже играл на низких настройках!
К счастью для нас как потребителей производительно сть в современных играх упирается в основном в видеоплату. Процессоры настолько скакнули, что на средних настройках достаточно и Core i3. Но при более высоких настройках его может быть мало. Кроме того, не надо забывать о режимах параллельной работы видеокарт Crossfire или SLI. В них нагрузка на процессор выше. Помимо этого, если в карте отсутствует поддержка технологии PhysX, то расчет физической модели ляжет тяжелым грузом на процессор. И вот здесь совершенно точно Core i3 будет недостаточно. Поэтому покупка Core i5 или Core i7 - это больше задел на будущее, недалекое будущее. Надеюсь я ответил на ваш вопрос.
Коммент от
Янв 22, 2012
Комментатор
Dimitrius
А такие видеоредакторы, как Pinnacle Studio и Sony Vegas смогут работать со встроенным графическим ядром,или для них нужна дискретная видеокарта?
Коммент от
Янв 23, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Dimitrius:
А такие видеоредакторы, как Pinnacle Studio и Sony Vegas смогут работать со встроенным графическим ядром,или для них нужна дискретная видеокарта?
Конечно будут, почему нет. Современные встроенные видеокарты поддерживают аппаратное ускорение кодирования, и Intel HD 2000, установленная в Core i3-2100 и Intel HD 3000, установленная в Core i5-2300. Решения от AMD также имеют такую функцию. Однако все эффекты обрабатываются процессором, поэтому для комфортной работы в видеоредакторах требуется приличный процессор.
В принципе даже старые карты без видеоускорения будут работать с данным программами, просто вся нагрузка ляжет на процессор.
Коммент от
Фев 16, 2012
Комментатор
Петя
А когда будет статья про сборку игрового компа то?
Коммент от
Фев 17, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Петя:
А когда будет статья про сборку игрового компа то?
Будет на след. неделе. Сбор игровой машины - непростая задача. Много деталей, не хочется публиковать сырой материал.
Коммент от
Мар 10, 2012
Комментатор
variag
Цитата:
UEFI с поддержкой винчестеров более 2 Гбайт
Я прорал - какого это года обзор? Может - с подержкой винчестеров более 2ТБ?
Коммент от
Мар 10, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую variag:
Цитата:
UEFI с поддержкой винчестеров более 2 Гбайт
Я прорал - какого это года обзор? Может - с подержкой винчестеров более 2ТБ?
Спасибо. Конечно, терабайт. Исправлено.
Коммент от
Май 05, 2012
Комментатор
Александр
Игровым конфигом назвать нельзя, т.к. нет видеокарты. Конфигурация компа не полная. На интегрированным видео играть хорошо не получится, это не нетбук.
Коммент от
Май 23, 2012
Комментатор
Сергей
Не игровых домашних компов не бывает, наверное.Все человеки дома поигрывают в игрушки время от времени.Просто когда стараются меньше денег вложить в РС уговаривают сами себя, что комп у них не игровой, а "домашняя универсальная станция".
Я считаю, что требования к домашнему РС даже выше чем к игровому,потому что для быстрой работы на нём (с ним) требуется быстрый процессор,много ядерный (для программ работающих в фоновом режиме: антивирус,торре нт,мониторинга и т.д.)и конечно SSD.Оперативки нужно больше 4ГБ это точно,Операцион ка-не ниже WIN7-64бит.Итого без GTX680,монитора и винчестера получилось у меня самосборкой 23.000руб - психогогически пугающая цифра,но если начать экономить на компьютере потери будут ещё больше (выброшенные "деньги на ветер" ).
Коммент от
Май 24, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Сергей:
Не игровых домашних компов не бывает, наверное.Все человеки дома поигрывают в игрушки время от времени.Просто когда стараются меньше денег вложить в РС уговаривают сами себя, что комп у них не игровой, а "домашняя универсальная станция".
Ну, здесь я с вами не соглашусь. Я лично знаком со многими людьми, которые вообще не играют. По правде сказать, я и сам к ним отношусь. Ни в навороченные экшены, ни в казуалки, ни в пасьянсы. Если у меня бывает свободное время, что случается не часто, то я его проводу без компьютера. Поэтому применение исключительно игровых машин - не редкость.
Коммент от
Сен 01, 2012
Комментатор
Сергей
Подскажите, пожалуйста!
Собираю компьютер для офиса. Задачи - помимо печатной машинки и интернета - нетяжелый музыкальный софт, фотошоп, старенькие игры.
Подобрал такую конфигурацию:

1) Процессор Intel "Celeron G540" (2.50ГГц, 2x256КБ+2МБ, EM64T, GPU) Socket1155 (oem)
2) Кулер для процессора Socket115x TITAN "DC-156V925X/R" (ret)
3) Мат. плата Socket1155 Elitegroup "H61H2-M12" (iH61, 2xDDR3, SATA II, PCI-E, D-Sub, SB, LAN, USB2.0, mATX) (oem)
4) Модуль памяти 2ГБ DDR3 SDRAM Silicon Power "SP002GBLTU133S02" (PC10600, 1333МГц, CL9) (ret)
5) Накопитель SSD 60ГБ 2.5" OCZ "Vertex Plus" OCZSSD2-1VTXPL60G (SATA II) (ret)
6) Привод DVD+/-RW 22x8x16xDVD/48x24x48xCD Toshiba Samsung "SH-222BB/BEBE", черный (SATA) (oem)
7) Аксессуар для корпуса - салазки в 3.5" отсек для 2.5" HDD Gembird "MF-321"
8)Корпус Miditower Winard "Benco 3010", ATX, черный (350Вт)
9) Устройство чтения карт памяти CF/SDHC/MicroSD/MMC/MS Microsonic "CR09SC", в 3.5" отсек, доп. порт USB, черный (USB2.0) (oem)

все ли друг с другом совместимо? мб посоветуйте что-нибудь заменить?
Коммент от
Сен 03, 2012
Комментатор
pc-hard.ru
Цитирую Сергей:
Подскажите, пожалуйста!
Собираю компьютер для офиса. Задачи - помимо печатной машинки и интернета - нетяжелый музыкальный софт, фотошоп, старенькие игры.
Подобрал такую конфигурацию:

1) Процессор Intel "Celeron G540" (2.50ГГц, 2x256КБ+2МБ, EM64T, GPU) Socket1155 (oem)
2) Кулер для процессора Socket115x TITAN "DC-156V925X/R" (ret)
3) Мат. плата Socket1155 Elitegroup "H61H2-M12" (iH61, 2xDDR3, SATA II, PCI-E, D-Sub, SB, LAN, USB2.0, mATX) (oem)
4) Модуль памяти 2ГБ DDR3 SDRAM Silicon Power "SP002GBLTU133S02" (PC10600, 1333МГц, CL9) (ret)
5) Накопитель SSD 60ГБ 2.5" OCZ "Vertex Plus" OCZSSD2-1VTXPL60G (SATA II) (ret)
6) Привод DVD+/-RW 22x8x16xDVD/48x24x48xCD Toshiba Samsung "SH-222BB/BEBE", черный (SATA) (oem)
7) Аксессуар для корпуса - салазки в 3.5" отсек для 2.5" HDD Gembird "MF-321"
8)Корпус Miditower Winard "Benco 3010", ATX, черный (350Вт)
9) Устройство чтения карт памяти CF/SDHC/MicroSD/MMC/MS Microsonic "CR09SC", в 3.5" отсек, доп. порт USB, черный (USB2.0) (oem)

все ли друг с другом совместимо? мб посоветуйте что-нибудь заменить?
Как бюджетный вариант - все смотрится очень хорошо. Компоненты довольно неплохо подобраны. Я бы взял два модуля по 2 Гб вместо одного, все-таки современные браузеры и музыкальный софт могут кушать оперативку, тем более что память нынче стоит сущие копейки. Немного удручает отсутствие USB 3.0 - но если у вас нет таких устройств, можно смело покупать комплектующие.
Коммент от
Ноя 02, 2012
Комментатор
Сергей
# Сергей 01.09.2012 08:55
Подскажите, пожалуйста!
Собираю компьютер для офиса. Задачи - помимо печатной машинки и интернета - нетяжелый музыкальный софт, фотошоп, старенькие игры.

Сомневаюсь,что такие задачи будут выполняться в офисе.Поэтому-noment!
Процессор Селерон-крайне непроизводитель ный(плохой уж очень)...и вообще,в Вашем сообщении логических противоречий не одно,а несколько...